Дорожники — регионам: ключевые проекты XXI века


Основная задача дорожно-транспортного комплекса РФ — создание по-настоящему комфортных условий для жизни населения и эффективного функционирования бизнеса. Реализуемые масштабные дорожные проекты способствуют не только формированию стратегически важных логистических цепочек по всей стране, но и качественному развитию всех без исключения регионов.

Минувшие десятилетия ознаменовались масштабным строительством искусственных сооружений по всей стране. На Дальнем Востоке одним из наиболее грандиозных объектов стал мост через пролив Босфор Восточный на о. Русский в г. Владивостоке.

Его строительство длилось чуть менее четырех лет — с сентября 2008-го по июль 2012 года. До открытия моста сообщение с островом осуществлялось исключительно морским транспортом. Время в пути составляло около часа. Население о. Русский в 2010 году насчитывало 4 703 человека. И паромы далеко не всегда справлялись с пассажиропотоком.

Главным аргументом в пользу целесообразности возведения моста стала также необходимость обеспечения транспортной доступности в Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), находящийся на острове. Здесь располагались учебные и лабораторные корпуса, административные здания и общежития, была создана инфраструктура практически самодостаточного «города в городе».

Новый мост был запроектирован под I категорию автомобильной дороги, стал частью магистральной улицы общегородского значения, соединяющей аэропорт Кневичи и г. Владивосток с о. Русский, до которого местные жители, студенты и туристы смогли добираться теперь за 10–20 минут. Помимо этого, сооружение позволило создать сухопутную связь с двумя другими важными островами — Попова и Рейнеке.

В 2017 году среднесуточная интенсивность движения по мосту составляла более 29 тыс. автомобилей, а в 2021-м — 45 тыс. В 2027-м прогнозируется более 64 тыс. автомобилей в сутки, а в час пик расчетная пропускная способность по двум полосам движения в одном направлении — 2 950 автомобилей в час.

«Мост на о. Русский стал символом развития транспортной структуры Дальнего Востока и инфраструктуры самого острова. Здесь есть и филиал Российской академии наук, и Дальневосточный федеральный университет, в котором учатся более 20 тыс. студентов, и самый большой на Дальнем Востоке океанариум. Туризм развивается и растет за счет транспортной доступности. Люди стали чаще посещать новые места на острове. Владивостокские власти организовали и построили несколько муниципальных пляжей, на которых отдыхают и иностранные гости. Считаю, что именно со строительством моста и дорог началась новая эпоха развития дорог Дальнего Востока», — рассказал директор филиала ФКУ ДСД «Дальний Восток» во Владивостоке Владимир Каюмов.

На сегодняшний день население острова увеличилось более чем в два раза — до 10 тыс. человек. При этом ДВФУ превратился в один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке, «академический форпост» страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезные положительные изменения в ДФО были связаны также со строительством федеральной автомобильной дороги Р-297 «Амур» Чита – Хабаровск, работы на которой велись с 2002 по 2010 год.

Данная трасса имеет общую протяженность 2 106,6 км и проходит по территории Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Магистраль связывает дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог России. Является составным звеном маршрута Владивосток – Москва – Санкт-Петербург протяженностью около 10 тыс. км.

 До строительства трассы Р-297 «Амур» центр России с Дальним Востоком соединяли только Транссибирская железнодорожная магистраль и Байкало-Амурская магистраль. Добраться автотранспортом можно было преимущественно по зимникам. Путь от Читы до Хабаровска занимал более пяти суток.

С открытием новой дороги, которая на всем своем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие, соответствует III технической категории с двумя полосами движения, а расчетная скорость составляет 100 км/ч, аналогичный маршрут водители теперь проходят за один день.

Трасса Р-297 «Амур» послужила определяющим фактором роста и развития промышленности всех регионов ДФО, а также активизации бизнес-сообщества. Федеральная автомобильная дорога стала важным логистическим звеном в длинной цепочке «побережье Тихого океана – западные границы России». У местных жителей появилась удобная и комфортная альтернатива железнодорожному транспорту, которой до этого не было в принципе.

Крупнейшим проектом не только для юга России, но и для всей страны стало строительство транспортного перехода через Керченский пролив. В апреле 2014-го Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была поставлена задача построить Крымский мост в срок не позднее декабря 2018 года.

В проектировании сооружения принимали участие крупнейшие отечественные проектные, научно-исследовательские, экологические институты, а также лучшие эксперты в области инженерных изысканий. Было проанализировано более 70 комбинаций различных типов конструкций транспортных переходов.

В результате общими силами в рекордно короткие сроки (автодорожную часть моста построили менее чем за два с половиной года) в сложных геологических, климатических и сейсмических условиях было возведено инженерное сооружение, не имеющее аналогов в современной истории России.

За весь период стройки было задействовано более 25 тыс. специалистов, работы велись круглосуточно, в любую погоду. Материк и полуостров соединили металлоконструкциями общим весом более 100 тыс. т, которые держат 288 опор высотой от 5 до 35 м.

Крымский мост многократно расширил возможности для развития полуострова, обеспечив устойчивые логистические цепочки для грузоперевозок и туристического сообщения, особенно в условиях последовательной транспортной блокады со стороны Украины. С марта 2014-го проблема обеспечения полуострова грузами (где постоянно проживали более 2 млн человек) стала острее, ведь украинскими властями были не только осложнены перевозки через Перекопский перешеек, но и к концу года полностью приостановлено движение пассажирских и грузовых поездов.

Логистическая схема требовала полной переориентации на континентальную Россию — через Керченский пролив. Минтранс России в экстренном порядке усилил работу паромной переправы, постепенно становившейся единственной линией доставки грузов в Крым. С открытием моста проблема регулярной перегрузки данного вида транспорта сошла на нет.

Кроме того, новое искусственное сооружение поспособствовало сокращению себестоимости товаров и услуг за счет снижения транспортных издержек. Напомним, что паромы, в отличие от моста, были платными. Сократились и сроки доставки товаров. Теперь это не зависит от погодных условий в Керченском проливе: ветра, тумана или ледовой обстановки.  Сложившиеся благоприятные условия позволяют развивать региональную логистику, расширять сотрудничество с дистрибьюторами. Удалось оптимизировать новые маршруты доставки: добавились новые адреса, дальность рейсов вглубь материка увеличилась до 10 тыс. км.

Крымский мост стал серьезным драйвером развития туризма на юге России. Он сам по себе является популярным среди путешественников объектом внимания. Огромное количество людей планируют свое путешествие на полуостров именно по Крымскому мосту, поскольку хотят вживую видеть это красивое величественное сооружение. В течение пяти лет после открытия автодорожной части моста турпоток в республику составил 36,2 млн человек.

За пять лет (2018–2023 гг.) по транспортному переходу через Керченский пролив проехало около 24 млн автомобилей. Среднесуточная интенсивность движения сейчас составляет 13,2 тыс. автомобилей. При этом самый высокий показатель был зафиксирован в августе 2022 года: тогда по сооружению проезжало до 38,3 тыс. автомобилей ежедневно. При этом пропускная способность моста — до 40 тыс. автомобилей в сутки.

На полуострове с открытием моста приступили к реализации важнейших национальных проектов: началось массовое строительство многоквартирных домов, школ и больниц, а также претворение в жизнь масштабной программы ремонта региональных и межмуниципальных дорог.

Всего за тысячу дней в Вологодской области был построен один из самых протяженных вантовых мостов в нашей стране — Архангельский. Длина его вантовой части составляет 220 м, а самого сооружения через р. Шексну — 1 132 м.

В августе 2022 года состоялось открытие объекта. Работы были завершены на три года раньше срока. В строительстве приняло участие более 800 специалистов.

Новый мост через р. Шексну стал частью инфраструктурного каркаса Северо-Западного и Центрального федеральных округов, позволил расширить транспортно-логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь области и Череповецкой городской агломерации с центральными регионами страны.

Предыдущий, Октябрьский мост, открытый еще в 1981 году, работал на пределе пропускной способности и имел высокую степень износа. Именно поэтому строительство нового сооружения стало ключевым инфраструктурным проектом г. Череповца и одноименной агломерации.

Теперь старая переправа — а с ней и весь город — разгружены. Как отмечают местные жители, транспортное сообщение в городе значительно улучшилось. В частности, упростился путь до работы для сотрудников крупных предприятий региона — ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Сооружение быстро показало свою востребованность — с момента запуска транспорта по нему проехало свыше 8,8 млн автомобилей.  

«От души поздравляю всех, кто участвовал в реализации проекта, — рабочих, инженеров, проектировщиков. Благодарю за ваш труд, за ваше мастерство, за новые технические решения, которые воплотились в этом прекрасном сооружении. Широкий, протяженный, благоустроенный мостовой переход через Шексну построен с опережением планов. Вы, его создатели, хорошо понимали, насколько мост нужен городу, всему региону, и приложили все силы, проявили упорство и, скажу прямо, самоотверженность для достижения результата. И этот результат — налицо», — отметил на торжественном открытии объекта Президент Российской Федерации Владимир Путин.

С открытием моста сформировалось большое транспортное кольцо и были соединены четыре крупнейших микрорайона Череповца. «Мы вывели транзит, проходивший по центру города по федеральным трассам Вологда – Санкт-Петербург и Вологда – Москва. И сейчас по этому мосту пойдет большой поток транзитного грузового транспорта. При этом расстояние от Череповца до Москвы будет сокращено на 132 км», — прокомментировал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

С новым объектом серьезное развитие получил Зашекснинский район города, в котором за 10 лет планируется построить 1,5 млн кв. м жилья с сопутствующей инфраструктурой и социальными объектами. Так, в середине июня 2023 года дан старт строительству поликлиники. Проект в 2020 году поддержал глава государства, а через год череповчане единогласно проголосовали за возведение этого объекта. Это будет современное медучреждение, которое сможет принимать до 800 человек ежедневно, к поликлинике будут прикреплены 55 тыс. человек.

Как и в случае с Крымским мостом, новый череповецкий объект стал визитной карточкой всего региона. Рядом с сооружением появилась фотозона, которая сразу же привлекла внимание жителей и гостей города.

Важным инфраструктурным проектом Вологодской области также стало строительство обхода г. Вологды. Объект вводился в эксплуатацию поэтапно, полностью работы завершились в 2020 году.

Вологда является крупным логистическим узлом. По улицам города проходила существующая федеральная трасса М-8 «Холмогоры». Здесь же начиналась автомобильная дорога А-114 Вологда – Тихвин. Кроме того, к городу подходит несколько важных дорог регионального и межрегионального значения.

Факт наличия крупных магистралей, связывающих субъекты страны и проходящих непосредственно через город, приводил к необходимости пропуска крупных потоков транзитного транспорта (в том числе грузового) через территорию плотной застройки, жилые кварталы и даже центр Вологды. Это негативно сказывалось на экологической ситуации, создавало трудности для передвижения местных жителей, а также существенно повышало стоимость перевозки грузов из-за возникающих задержек при движении через крупный город. Практически ежедневно вологжане наблюдали большие пробки на Окружном шоссе и прилегающем к нему улицах.

Новая объездная дорога (I категория — 17 км с двумя полосами движения в каждую сторону) обеспечила пропуск транзитного движения по федеральной трассе М-8 «Холмогоры» в обход Вологды, позволила разгрузить городские улицы и дороги, а также связать в единый логистический узел три ключевые дороги (М-8 «Холмогоры», А-114 Вологда – Тихвин и А-119 Вологда – Медвежьегорск).

Кроме того, были построены три новых путепровода и мост. В непосредственной близости жилой застройки к автомобильной дороге в соответствии с проектом специалисты устроили шумозащитные экраны высотой 6 м. Все это в совокупности многократно увеличило пропускную способность местной дорожной сети, снизило негативное влияние транспорта на окружающую среду и уменьшило количество участков дорог, функционирующих в режиме перегрузки.

Важной транспортной вехой для регионов Северного Кавказа стало строительство обхода г. Пятигорска на трассе Р-217 «Кавказ». Участок протяженностью 33 км относится к категории IБ.

С его открытием транзитный транспорт стал двигаться в обход таких населенных пунктов, как Пятигорск, Константиновская, Этоко, Залукокоаже и Псынадаха. Это не только серьезно разгрузило транспортные артерии Кабардино-Балкарской Республики и Ставропольского края, но и, благодаря разделению встречных потоков, резко сократило число ДТП.

Кроме того, на новом отрезке возвели три моста через реки Этока, Золка и Мокрая Золка и две транспортные развязки с путепроводами (в районе с. Прогресс и на пересечении с дорогой местного значения Залукокоаже – Зольская).

Все это в совокупности позволило повысить уровень комфорта и безопасности дорожной сети двух субъектов РФ, сократить время в пути до ключевых туристических и социальных объектов.

Позаботились дорожники и об уникальной природе: был проведен целый комплекс компенсационных мероприятий. Однако главное экологическое преимущество новой дороги заключается в том, что она идет в обход оз. Тамбукан, которое является популярным природным памятником.

Внушительным импульсом к развитию курортов Кавказских Минеральных Вод стала реконструкция трассы А-157 Минеральные Воды – Кисловодск, которая соединяет местный международный аэропорт с городами Железноводск, Ессентуки, Кисловодск.

Ранее это был двухполосный отрезок дороги, строительство которого осуществлялось еще в 1980-е годы. Ее техническое состояние к настоящему времени оценивалось как хорошее, однако участок с каждым годом все меньше соответствовал резко возрастающему объему трафика.

До расширения трассы по ней проезжало более 20 тыс. автомобилей в сутки, теперь — до 35 тыс. Безопасная и современная дорога с высокой пропускной способностью, безусловно, является важным фактором, формирующим туристическую привлекательность региона. Трасса стала ключом к развитию экономики в Ставропольском крае.

В Приволжье тоже активно модернизировались ключевые магистрали. Так, в Пермском крае за три года был реконструирован важнейший участок трассы Р-242 Пермь – Екатеринбург на подъезде к г. Перми.

Данная трасса обеспечивает связь Центральной России, Поволжья с регионами Урала и Сибири. Она была построена еще в 1960–1970-х годах по нормам III технической категории, с двумя полосами движения (по одной в каждую сторону) и без разделения транспортных потоков. На стыке веков все более остро стояла проблема высокой степени износа магистрали и низкой ее пропускной способности. Это являлось серьезным фактором, сдерживающим развитие экономики Приволжского федерального округа.

 В 1997 году был реконструирован первый участок данной дороги с 8-го по 13-й км с увеличением количества полос движения до четырех и устройством разделительной полосы. Новым витком в модернизации трассы стала ее передача в федеральную собственность в конце 2002 года.

В рамках масштабной реконструкции Р-242 в границах Пермского края была повышена техническая категория автомобильной дороги с III до IБ. Новые транспортные развязки, два моста через р. Юмыш на 53-м км, дополнительные остановочные комплексы с заездными карманами для общественного транспорта сделали поездки до краевой столицы и популярных культурно-туристических точек еще более комфортными и безопасными.

Заметно более удобным после реконструкции стал и участок трассы Р-239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан на подъезде к международному аэропорту Казань им. Габдуллы Тукая. Данная автомобильная дорога, помимо этого, обеспечивает транспортную связь с находящимися вблизи аэропорта логистическими терминалами.

Эту трассу спроектировали и построили еще в прошлом веке. Эксперты отмечали, что она не рассчитана на современные объемы пассажирских и грузовых перевозок вблизи международного аэропорта. В ходе реконструкции дорожники увеличили количество полос движения с двух до четырех, а также построили пять искусственных сооружений. Интенсивность движения по расширенной дороге сразу увеличилась на 20 %. До проведения работ по участку проезжали 16 тыс. автомобилей в сутки, после — более 20 тыс.

Кроме того, для ликвидации пересечения транспортных потоков построили отнесенный левоповоротный съезд, а транспортные потоки разделили металлическим барьерным ограждением, что позволило исключить ДТП с выездом на встречную полосу движения.

Большое значение этот участок приобрел для жителей близлежащих сел Большие и Малые Кабаны, а также посетителей МВЦ «Казань Экспо». На реконструированном отрезке были построены два подземных пешеходных перехода, доступные для маломобильных групп населения. Установлено четыре автобусных павильона, к которым построили тротуары.

Кардинальные транспортно-логистические изменения коснулись и регионов Сибири. На Алтае продолжается комплексное развитие одной из самых живописных дорог — Р-256 «Чуйский тракт». Это не просто ключевая трасса, соединяющая три субъекта (Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай), но и стратегически важный транспортный коридор из Западной Сибири в Монголию и далее в Китай.  

В Алтайском крае протяженность Чуйского тракта по основному ходу — 304 км. Интенсивность движения составляет около 20 тыс. автомобилей в сутки, а на подъезде к г. Барнаулу и вовсе около 50 тыс. На территории этого региона трасса соответствует нормативным требованиям более чем на 90 %, однако не справляется с пропуском ежегодно возрастающего транспортного потока.

Именно поэтому здесь с 2019 года активно приступили к реализации поэтапного расширения автомобильной дороги. В том же году был введен в эксплуатацию 9-километровый участок в Тальменском районе (км 150 – км 158) и мост через р. Чумыш. За 2021–2022 годы ввели в эксплуатацию 32 км Чуйского тракта с четырехполосным движением. В 2023-м будут завершены еще 11 км. При этом четыре объекта протяженностью 33 км находятся в стадии реализации. Таким образом, полностью расширить Чуйский тракт до четырех полос на территории региона планируется до 2035 года.

Уже сегодня, после ввода ряда объектов в эксплуатацию, наблюдается резкое снижение аварийности, повышение уровня комфорта автомобилистов и доступности социальных и туристических объектов. Например, количество ДТП на участках, где выполнено расширение с двух до четырех полос, снизилось на 75 %.

«Расширение Чуйского тракта, приведение его в современный вид поможет в развитии Алтайского края. Там, куда приходят современные дороги, вся остальная жизнь начинает развиваться ускоренными темпами. Огромное спасибо, низкий поклон всем, кто вложил душу и сердце, кто, не щадя себя, в сложных сибирских условиях сделал возможным введение в строй значительных участков нашей очень важной магистрали», — отметил губернатор Алтайского края Виктор Томенко.

Не менее титанический труд дорожников пришелся на трассу Р-257 «Енисей». В частности, реконструируемый участок км 389 – км 397 в Республике Хакасия является единственной транспортной артерией, по которой доставляются важнейшие грузы из многих регионов Западной и Восточной Сибири. Значение этой дороги возрастает еще и потому, что на территории соседней Республики Тыва отсутствуют железные дороги, из-за чего все грузы в регион доставляются преимущественно с железнодорожной станции Абакан в Хакасии.

До начала выполнения работ движение автомобильного транспорта осуществлялось по двум полосам в обоих направлениях, при этом интенсивность движения в тот период составляла 11 тыс. автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка. Это являлось причиной заторов, негативно сказывалось на экономике грузоперевозок, безопасности дорожного движения и экологической обстановке.

В период с 2015 по 2021 год на этом отрезке произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. В более чем 60 % случаев основной их причиной становился выезд на полосу встречного движения.

В ходе реконструкции специалисты повысили техническую категорию дороги до первой за счет расширения проезжей части с двух до четырех полос. Для того чтобы развязать транспортные потоки в разных уровнях региональной и федеральной дороги, построили два кольцевых пересечения и путепровод.

Безопасности и комфорту пользователей автомобильной дороги уделили особое внимание: на участке установили более 12 км барьерного ограждения, 6 км линий электроосвещения с автоматизированной системой управления.

В результате пропускная способность участка увеличилась в два раза — до 20 тыс. автомобилей в сутки для легкового транспорта, что обеспечило участникам движения комфортный, бесперебойный и безопасный проезд. Также благодаря проведенным работам по результатам 2022 года и шести месяцев 2023 года ДТП не участке не было зафиксировано. 

Санкт-Петербургский и Московский транспортные узлы — также в центре внимания федеральных дорожников.

С 2014 по 2020 год осуществлялись строительство и реконструкция трассы Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь. Данная автомобильная дорога обеспечивает выход транспортных потоков Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Республику Беларусь, Украину и страны Прибалтики.  

Один из основных участков, где проводились работы, начинается от границы Санкт-Петербурга и Ленобласти и заканчивается в деревне Большие Колпаны, на пересечении с другой федеральной трассой — А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо».

Необходимость в его модернизации назревала достаточно давно: его технические параметры не обеспечивали должных условий безопасности движения, а пропускная способность была исчерпана и не соответствовала фактическому трафику. В пиковые дни по участку проезжает 60–80 тыс. машин в сутки. Сужение дороги в три раза на границе субъектов РФ при такой интенсивности движения вело к образованию заторов, ухудшению уровня безопасности, возникновению очагов концентрации ДТП. Кроме того, дорога проходила через населенные пункты Зайцево, Ижора, Большое Верево, Малое Верево и Вайя.

Новая объездная дорога смогла решить эти и многие другие проблемы. Проект был разделен на два этапа. Первый этап — участок нового строительства протяженностью более 12 км в обход перечисленных населенных пунктов. Второй — реконструкция 14-километрового отрезка от обхода Гатчины до населенного пункта Большие Колпаны.

Теперь расчетная скорость движения на шестиполосном участке первого этапа составляет 120 км/ч, а пропускная способность выросла многократно — до 170 тыс. автомобилей в сутки. В рамках второго этапа помимо расширения до шести полос были также реконструированы пять путепроводов. Благодаря модернизации развязок обеспечено пересечение оживленных транспортных потоков в разных уровнях с возможностью безостановочного движения с учетом возросшей интенсивности движения. Также для повышения безопасности участников движения по краям и по оси дороги установлены барьерные ограждения протяженностью более 58 км, нанесено свыше 182 тыс. пог. м разметки из термопластика, установлено 726 дорожных знаков, смонтировано более 24 км линий наружного освещения. Для удобства пешеходов построено два надземных пешеходных перехода, сделаны остановки с заездными карманами, установлены автопавильоны для ожидания общественного транспорта в непогоду.

Реконструкция коснулась и северного участка трассы А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга» (КАД). Протяженность всей трассы, находящейся в оперативном управлении подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Северо-Запад», — 115,9 км. Строилась дорога с 1998 по 2013 год и вводилась в эксплуатацию участками. Северный был построен одним из первых и имел четыре полосы движения. Интенсивность движения на разных отрезках КАД варьируется от 60 до 220 тыс. автомобилей в сутки и продолжает расти с каждым годом. С учетом перспективной интенсивности, застройки прилегающих территорий (в частности, развитие общественно-делового центра «Лахта Центр») было принято решение о превентивном расширении трассы с четырех до шести полос.

Работы на участке были разбиты на несколько этапов. Первый (на отрезке от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до пересечения с проспектом Энгельса) завершили в конце 2020-го. В этом году проводится реконструкция на втором этапе — от ЗСД до пересечения КАД с Приморским шоссе (км 0 – км 11).

Расширение Кольцевой дороги Санкт-Петербурга — определяющая веха в развитии территории города. Значительное увеличение пропускной способности участка, сокращение транспортных заторов и вместе с тем временных затрат пользователей дорог приведет к снижению расходов на перевозку грузов и пассажиров. С учетом того, что ключевой функцией КАД остается обеспечение связи между всеми вылетными магистралями на подъезде к Санкт-Петербургу, реконструкция дороги позволила водителям транзитного транспорта быстрее преодолевать расстояние между трассами, ведущими в соседние регионы страны или к границе с Финляндией.

Что касается Московского транспортного узла, то необходимо отметить строительство развязки на федеральной трассе М-8 «Холмогоры» в подмосковных Мытищах. Долгожданный объект в городе-спутнике Москвы открыли в конце прошлого года.

Транспортная развязка находится на пересечении двух международных транспортных коридоров — «Север ‒ Юг» и «Россия» (ранее — «Запад – Восток»). До 2021 года г. Мытищи с населением более 250 тыс. человек был разделен железной дорогой. Строительство регионального объекта — путепровода — позволило соединить улицы Мира и Фрунзе, однако это не обеспечивало выезд из города на федеральную автомобильную дорогу М-8. Жители пользовались улично-дорожной сетью, и время в пути до выезда на Ярославское шоссе доходило до 1,5 часа.

Ввод же новой развязки значительно улучшил транспортную доступность г. Мытищи — одного из крупнейших центров культуры, науки и промышленности Московской области. Современный инфраструктурный объект обеспечил бесперебойное сообщение между федеральной трассой и одной из основных городских улиц. Поскольку развязка находится в черте города, для пешеходов были обустроены удобные тротуары. А экологическую безопасность жителей ближайших к дороге домов теперь обеспечивают акустические экраны.

Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Курске была построена магистральная улица проспект Дружбы и улицы Просторная. Новая дорога соединила Северо-западный район и Сеймский округ города с выходом на объездную трассу М-2 «Крым».

О необходимости строительства новой магистрали местные жители говорили неоднократно. Асфальтовое покрытие заканчивалось прямо на въезде в частный сектор, и в непогоду по грунтовой дороге проехать было проблематично.

Работы на этом объекте проходили с 2019 по 2020 год. Сначала специалисты выполнили устройство дорожного покрытия, ливневой канализации и установили бортовой камень. Были построены местные проезды и съезд, смонтировано новое современное освещение. Затем выполнено устройство бордюрного камня, технических полос и тротуарных дорожек с обеих сторон проезжей части. Также на новой магистрали для удобства пассажиров общественного транспорта обустроили 8 остановочных комплексов. Кроме того, проектировщики уделили внимание маломобильным жителям города — в местах пешеходных переходов были расширены пандусы до 90 см и сделаны адаптированные для инвалидов-колясочников тротуары.

Новая дорога протяженностью более 3,3 км значительно улучшила качество жизни более 5 тыс. курян, проживающих в этом районе. Она позволила разгрузить ул. 50 лет Октября, а также в несколько раз сократить маршрут движения до рабочих мест, детских садов, школ и других социально значимых учреждений.

«Более 10 лет здесь велась индивидуальная жилиая застройка. Здесь растут дети, живут ветераны, но не было комфортной дороги. Благодаря дорожному национальному проекту этот объект реализован буквально за полтора года. Я хочу выразить отдельные слова благодарности строителям, вы можете по праву гордиться своим трудом — раньше срока государственного контракта сдан этот объект. Сдан для людей. И нам необходимо продолжить строительство и обеспечить выход с этой развязки на западную часть обхода г. Курска. Это позволит нам более интенсивно заниматься индивидуальным жилищным строительством, а также разгрузить существующую дорожную сеть», — подытожил губернатор Курской области Роман Старовойт.

Другим масштабным объектом дорожного нацпроекта стал Северный обход г. Калуги. Строительно-монтажные работы выполнялись с 2020 по 2022 год. В процессе возведения трассы было задействовано свыше 1,5 тыс. человек и более 500 единиц техники.

Таким образом, было завершено строительство 84-километровой Калужской кольцевой автомобильной дороги, которая в несколько раз повысила транспортную доступность между районами Калуги, а транзитный транспорт был выведен за пределы города.

До строительства Южного, а затем и Северного обходов интенсивность движения на дорогах в пределах городской черты составляла более 40 тыс. автомобилей в сутки. Это являлось причиной заторов, негативно сказывалось на экономике грузоперевозок, безопасности дорожного движения и экологической обстановке.

Новая автомагистраль I технической категории, имеющая четыре полосы движения (по две в каждую сторону), позволила сократить время в пути из центра Калуги до разрозненных населенных пунктов городского округа с 1,5 часа до получаса.

Кроме того, трасса способствует развитию инфраструктуры прилегающих территорий — в 2023 году здесь планируется ввод в эксплуатацию 36 тыс. кв. м жилья в рамках комплексного развития территорий. В перспективе застройка составит порядка 150 тыс. кв. м. В районе Северного обхода Калуги уже выделены более 1 145 земельных участков для предоставления их многодетным семьям региона.

«Сегодняшний наш проект — это пример достижения национального проекта. Потому что эта дорога работает на всю Калужскую агломерацию. Калужская область ежегодно показывает хорошие результаты в рамках данного нацпроекта. Обход в Калуге — это объект агломерационного значения, который позволяет создать единую многокомпонентную структуру, играющую большую роль в развитии и процветании нашего государства», — прокомментировал Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

В столице Республики Башкортостан благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» был построен мост через р. Белую в створе ул. Воровского. Объект ввели в эксплуатацию в 2021 году после двух лет работ. На его реализацию было направлено 3,4 млрд руб., из них 1,9 млрд руб. — средства из федерального бюджета.

Строительство нового моста протяженностью 688 м стало одним из этапов масштабной работы по расширению транспортного коридора на южном выезде из Уфы. Мост-вставка в связи с технологическими особенностями работ является уникальным — мостостроители возводили его между двумя существующими сооружениями 1956 и 1984 годов постройки.

В период строительства искусственного сооружения возведены свайные фундаменты опор и подпорной стенки, произведено десять этапов продольной циклической надвижки, укрупнено 6 тыс. т металлоконструкций, устроена гидроизоляция, дорожное покрытие и наружное освещение.

Работать приходилось в стесненных условиях, при этом движение транспорта на переправах не перекрывалось. Это позволило не допустить автомобильных заторов и затруднений для жителей.

Напомним, что ранее южные въезд и выезд из города, как и старые мосты, обеспечивающие выход на Оренбургское шоссе и трассу федерального значения М-5 «Урал», в часы пик были сильно перегружены. В сутки по ним проезжало более 125 тыс. автомобилей.

При этом после ввода нового объекта в эксплуатацию пропускная способность развязки увеличилась на 27 %. Открытие движения по мосту через р. Белую в комплексе с реконструкцией транспортной развязки на пересечении улиц Заки Валиди и проспекта Салавата Юлаева, которая также проведена благодаря нацпроекту, значительно улучшила транспортную ситуацию на юге города.