Росавтодор: стратегический фокус на доступной и комфортной транспортной инфраструктуре во всех регионах России


11 октября в рамках первого Всероссийского съезда работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» в Грозном прошла тематическая сессия «Дорожный сервис – драйвер развития туризма». Главный вопрос повестки ‒ размещение объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон вдоль автомобильных дорог в России.

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, министр Чеченской Республики по туризму Муслим Байтазиев, министр торговли и услуг Республики Башкортостан Алексей Гусев, заместитель председателя правления ГК «Автодор» Константин Макиев, начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский, а также представители крупных отраслевых компаний и экспертного сообщества.

В своем вступительном слове Игорь Костюченко отметил, что сейчас стратегически важная задача для всего дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации – повсеместное создание комфортной и доступной среды для всех участников дорожного движения. При этом личная вовлеченность каждого участника этого процесса (будь то государство или бизнес) и акцент на вариативности реализуемых в регионах проектных решений являются залогом успеха в этой комплексной работе. «Ключевое понятие сегодняшнего дня – клиентоцентричность, то есть направленность на конкретного человека. Подчеркиваю, не пользователя, не клиента, а именно человека – с его вполне обоснованными запросами на уровень качества предоставляемых услуг», – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора.

С ключевым докладом «Клиентоцентричный подход при развитии многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения» выступил Александр Соколовский. По его словам, базовыми аспектами в подобной коллективной работе являются безопасность дорожного движения, необходимость эффективной кооперации владельцев объектов дорожного сервиса (ОДС), открытость и прозрачность всех сторон процесса, удобство для каждого. Кроме того, в фокусе внимания ‒ взаимная ответственность и обязательное получение обратной связи от конечного потребителя для дальнейшего совершенствования.

«В прошлом году была утверждена генеральная схема развития многофункциональных зон объектов дорожного сервиса (МФЗ). Мы поставили перед собой задачу к 2025 году создать около 30 современных многофункциональных зон, а к 2030-му – более 120. Отдельно отмечу, что вопросы развития и стимулирование создания МФЗ необходимо учитывать в программах социально-экономических развитий регионов, а также стремиться применять индивидуальные региональные архитектурно-стилистические решения внешнего облика объектов. В таком случае каждый новый объект сервиса будет по-своему уникален», – акцентировал внимание Александр Соколовский.

Для того чтобы вся опорная сеть автомобильных дорог РФ была максимально обеспечена МФЗ и достойным сервисом, Росавтодор инициировал создание на базе подведомственных ФКУ рабочих групп с участием региональных властей, отвечающих за дорожное хозяйство, туризм и экономическое развитие, а также представителей бизнеса.

В рамках данной работы в этом году планируется определить наиболее перспективные локации и минимальные стандарты. И как итог – в будущем заключить дополнительные соглашения к подписанным меморандумам с субъектами РФ о комплексном развитии МФЗ и улучшении существующих объектов сервиса.

О развитии туризма и планах в части автомобильных дорог Чеченской Республики рассказал Муслим Байтазиев. «В регионе, безусловно, особое внимание уделяется дорожному строительству. Работа идет высокими темпами. Раскрытие мощного туристического потенциала Чеченской Республики стало возможным именно благодаря хорошим дорогам. Только за шесть месяцев этого года прирост туристов в субъекте составил 72 %. Однако другой, не менее важный этап – развитие соответствующего придорожного сервиса. Еще три года назад у нас была сформирована межведомственная комиссия, которая провела огромную работу: были проанализированы региональные особенности дорожной сети, определены основные точки транспортного спроса, а также тот набор услуг, который необходимо предоставлять вдоль ключевых туристических маршрутов. В соответствии с этими данными мы будем формировать план по развитию МФЗ», – прокомментировал министр Чеченской Республики по туризму.

В режиме видео-конференц-связи с докладом о стратегии госкомпании «Автодор» по развитию современной дорожной инфраструктуры выступил Константин Макиев: «В зоне тяготения автомобильных дорог в ведении госкомпании проживает более трети населения нашей страны – это свыше 50 млн человек. Для нас пользователь автомобильной дороги – стратегический фокус. Это может быть водитель легкового или грузового автомобиля, а также пешеход и пассажир.  Сейчас мы сегментируем нашего пользователя по его потребностям и понимаем, что они могут быть абсолютно разными. Но в любом случае нужно работать над информированностью пользователя платных дорог. Он должен точно понимать, где расположен ближайший объект дорожного сервиса и какой набор услуг можно там получить».

В продолжение этой темы начальник отдела развития сбытовой сети ПАО «Лукойл» Дмитрий Гончаров проинформировал участников сессии о работе по созданию флагманских АЗС на платных скоростных федеральных трассах. Речь шла об открытии заправочных станций нового формата на участках автомобильных дорог М-11 «Нева», М-4 «Дон», М-12 «Восток» и А-113 ЦКАД. Современный концепт подразумевает применение уникальных интерьерных и экстерьерных решений, размещение современных кафе с авторской кухней и расширенной зоной посадки, а также организацию полноценных площадок отдыха с верандой, уличными тренажерами и игровыми зонами для детей. Всего на указанных трассах планируется разместить в ближайшее время более 20 таких АЗС. Такой опыт планируется использовать и на трассах Росавтодора.

Исполнительный директор АО «Корпорация Туризм. РФ» Сергей Краснопёров в своем выступлении остановился на перспективах развития туристической отрасли и влиянии на этот процесс дорожной инфраструктуры. Он отметил, что в 2022 году было совершено более 70 млн внутренних туристических поездок, а в 2035-м этот показатель вырастет более чем в два раза и составит 151 млн. При этом в числе инициатив, которые могут позволить дорожному сервису быть готовым к такому наплыву путешественников, спикером были упомянуты упрощенный порядок перевода земель под придорожные отели в зоне тяготения автомобильных дорог, целевая субсидия на компенсацию затрат на обеспечивающую инфраструктуру.

Серьезную дискуссию вызвал групповой доклад, посвященный взаимодействию государственных структур и частных компаний при разработке современной системы ОДС в Республике Башкортостан. Министр торговли и услуг субъекта Алексей Гусев в своем выступлении отметил важность данного вопроса именно для Башкирии, поскольку она имеет вторую среди всех регионов протяженность дорожной сети – более 50 тыс. км. По ее территории проходят три крупные магистрали – федеральные трассы М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 Уфа – Оренбург.

«Соответственно, по региону проходит очень большой поток транзитного транспорта, что является существенной точкой роста. Именно поэтому мы сейчас активно занимаемся развитием туризма. Безусловно, очень важно обеспечить автопутешественников необходимым функционалом с точки зрения качества сопутствующих услуг. Ведь любые положительные впечатления от природы региона, его архитектурных объектов могут быть нивелированы низким уровнем сервиса. Мы в начале своей работы провели тщательный аудит имеющихся точек сервиса, организовали открытую дискуссию с местным бизнесом, обсудили их проекты», – пояснил Алексей Гусев.

Затем своим опытом всестороннего развития на АЗС клиентского сервиса высокого уровня поделились представители отраслевых компаний, среди которых можно выделить компании ПАО «НОВАТЕК», «ТранзитСити» (IRBIS), сеть придорожных кафе «Баранка», сеть отелей «3А Отели». Спикеры отметили важность развития телемедицины, увеличения количества заправочных точек с бесконтактной оплатой, связи, а также необходимость внедрения в МФЗ зон для выгула домашних питомцев.

В конце тематической сессии участники обсудили перспективы караванинга в нашей стране, возможности использования механизмов создания МФЗ на принципах государственно-частного партнерства, а также проанализировали подходы к развитию дорожного сервиса за рубежом.